Уже несколько лет в Казахстане занимаются возвращением наших граждан, по различным причинам попавших в места военных действий в Сирии.

Уже несколько лет в Казахстане занимаются возвращением наших граждан, по различным причинам попавших в места военных действий в Сирии. Но мало вернуть домой тех, кто соблазнился на сказки о красивой жизни. Нужно ещё вернуть их к нормальной жизни. Именно этим занимаются в Центре консультации и реабилитации Управления по делам религий г. Алматы.

У Лейлы-ханум приятный голос. Говорит она тихо, спокойно. И это спокойствие располагает к ней с первых же минут разговора. Становится понятным, почему  именно ей доверяют люди, которые за несколько лет пребывания в Сирии отвыкли от нормальных человеческих отношений. Теолог Лейла Рысакова не случайно появилась в Центре. Ведь основной задачей этого центра стало оказание реабилитационной, консультативной помощи вернувшимся на родину женщинам, когда-то в поисках любви и счастья покинувшим страну.

«С пересчетом на все население Казахстана процент уехавших в Сирию составляет мизер, и здесь нет потока уезжающих массово», — рассказывает Лейла-ханум.

Но что становится толчком, почему казахстанки едут в Сирию?

По мнению сотрудников Центра, есть несколько причин. Вот как видит общую картину сама теолог: «Предназначение женщины – дарить тепло своему дому, хранить уют своей семьи, растить малыша, накормить вкусным обедом, привить любовь к родному краю, к журчанию ручья, различать стук копыт во дворе, к запаху вьющегося дыма на джайляу,… но нет места женщине на войне, несущей смерть. Это противоречит её природе».

Сегодня это предназначение теряет смысл во многом из-за глобализации мира, использования компьютерных технологий, благодаря которым деструктивные течения проникают в нашу жизнь.

«Слишком часто марш к глобализации стал означать маргинализацию женщин и девушек, — Лейла-ханум приводит слова Хиллари Клинтон.  И продолжает: «Сегодня женское сообщество стало терять  истинный облик своего предназначения.  Легкие пути знакомств, легкие возможности уйти из дома под придуманным предлогом, семейные неурядицы,  поиск принца стали одной из причин маргинализации женщины и отхода от своей природы, от способности гармонизировать все вокруг, быть источником любви и тепла, излучать в мир любовь  и нежность сердца, покрывать свой очаг теплом своих рук, учить свое потомство любви к своему краю». Особенно это видно на примере социальных сетей, нашедших распространение повсюду, считает Лейла-ханум: «Сегодня куда ни глянь, везде разведенные женщины, везде одинокие женщины и все в соцсетях, и все  в поисках единственного, а вдруг улыбнется».

«Вербовщики мужского пола пишут им сообщения с предложениями разного характера и используют психологические методы, вступая с наивными женщинами в личную переписку, — рассказывает г-жа Рысакова. — Они пользуются их религиозной безграмотностью, наивностью, обещая обучение в медресе, ловко играя на чувствах, что они будут грамотнее в вопросах религии, чем другие, предлагая им работу, заботу и любовь».

«Наши женщины, к сожалению, попадаются на такие уловки», – продолжает теолог. — Например, Карашаш (имя изменено), познакомилась с избранником в соцсетях; и он, как истинный мужчина, позвал её приехать  в Турцию для заключения никах (заключения брака по исламскому праву) и проживания на солнечных, курортных берегах моря. В голове у нее пронеслись лица подруг, перекосившиеся от зависти и ее гордый заносчивый взгляд на маму — а вот какая я, и она тайком собирает деньги на самолет, придумывает сказку для мамы, куда она пошла и улетает. Вперед, навстречу счастливой судьбе, которую она сама вдруг нашла. Прилетела. Прочитан никах. И муж требует оказать помощь мусульманам, оказавшимся в беде. И под влиянием  еще не прошедшей эйфории, да  и женское начало берет верх, она, конечно, будет с ним, она везде должна быть с ним и это правильно. И пошли тропы, тропинки перехода по горам…в Сирию».

Поначалу приехавшие семьи ни в чем не нуждались, жили в роскошных домах – рассказывали женщины. Потом началась жизнь в землянках,  которые служили укрытием во время боев. Часто оставались под завалами, жили частенько впроголодь, бывало,  терпели голод месяцами, видели фрагменты разбросанных человеческих тел.

И постепенно стали приходить мысли –  где же я?  А почему я тут? Как детей спасти, они-то совсем маленькие? Что-то тут не то…что-то это не похоже на Ислам…

По мнению Лейлы-ханум, то, что Казахстан одним из первых государств стал искать своих граждан, возвращать их на Родину, стало толчком для казахстанских женщин, пытавшихся вырваться из ада, в который они попали в Сирии.

Сегодня эти женщины находятся под опекой Управления по делам религий Алматы. А Центр оказывает им реабилитационную, консультативную помощь, содействует адаптации к мирным условиям жизни.

«В сложные дни карантина  они были рядом с продуктовыми корзинами, с подарками в виде мяса на Курбан байром, с благотворительными вещами для взрослых и детей, — рассказывает Лейла-ханум. — Возвратившимся без документов была оказана помощь с документацией. Восстановлены свидетельства о рождении, удостоверения, паспорта. На  постоянной связи с ними остаются психологи, социологи, теологи. Центральная мечеть г. Алматы помогает  продуктами, одеждой, детям подарили планшеты, чтобы могли учиться дистанционно, привозят учебники, книги для их образования.

 Эта работа продолжается каждый день.  В целях адаптации детей к школе были приглашены репетиторы по подготовке к классу своего возраста развития. Ежемесячно выдается пособие на оплату квартиры, социальная продуктовая корзина на каждого члена семьи, организуются встречи и беседы с представителями различных сфер культуры и образования,  экскурсии по городу,  строго налажена работа по оказанию помощи в нуждах вернувшихся семей, для чего прибегают  к помощи соответствующих специалистов. Конечно, не все сразу получается, не все сразу решается и есть еще нерешенные задачи, и есть недовольные.

Но не видеть многозадачность данной проблемы и не видеть их решаемость во времени, это значит просто не видеть ничего. Государство, как мать, как отец, взялось за своих детей и  лелеет надежду на то, что они потом вырастут настоящими патриотами своей страны. А сегодня пока работа строится в определенном русле и идет к своей заданной цели».

Лейла Рысакова обращает внимание на то, что женщины, уехавшие в Сирию, несмотря на высшее образование у многих,  имеют мало познаний в религиозной сфере. Чем и пользовались вербовщики. При этом у кого-то к недостаточным знаниям в области религии добавлялись социально-бытовые, экономические причины, что использовали вербовщики. Они внушали женщинам, что мужья им дадут не только любовь и брак, семью. Наивные женщины начинали верить, что основу ислама составляет джихад.

Через Центр прошли уже многие женщины. У каждой своя судьба, но общим было одно: им хотелось выйти замуж, создать семью. И только тревога за детей, война, которую они увидели своими глазами в Сирии, заставляли их осознать, что всё не так, как им рассказывали.

Что надо делать? Как предостеречь наших женщин и внушить им, что всё далеко не так, как им говорят?

У Лейлы-ханум своё мнение по этому поводу: «Личное моё мнение:  у нас недостаточно говорят, что такое государство, какие виды государства существуют. Об этом нужно говорить, начиная со школы и продолжая в вузах».

Помимо культуры права, воспитания правовой культуры, надо заниматься и религиозным образованием, считает Лейла-ханум. Религия – одно из самых сложных явлений в обществе, говорит она. Поэтому всё внимание необходимо уделять образованию, прежде всего, нравственному воспитанию.  И с этим нельзя не согласиться.