Религиозный фактор в многоконфессиональной жизни казахстанского общества
Религия стала играть значительную роль в социальном развитии, а также в поддержании стабильности казахстанского общества. Это требовало от правительства установления адекватных отношений с религиозными объединениями.
Как известно, значение религиозного фактора в политической жизни Казахстана до 1990-х годов было невелико. Роль религии в Казахстане возрастает с разрушением тоталитарной идеологии. Люди пытаются обновить традиционные ценности и моральные устои с помощью религии. Менялись роль и место религии в системе общественных отношений.
Учитывая, что Казахстан является светским государством, конкретные задачи формирования казахстанской модели светскости и форм построения государственно-конфессиональных отношений сегодня встали во всей своей остроте.
Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан во многом определяется специфической структурой многонационального населения. За годы независимости Казахстан обеспечил мир и согласие представителям более 130наций и народностей. Конфессиональный взгляд на Казахстан сложился на протяжении веков общей истории и жизни людей с разными языками, которые всегда отличались значительной степенью этнической и религиозной стабильности и самодостаточности.
В годы суверенного развития Казахстана наблюдается значительный рост числа религиозных объединений, среди верующих есть последователи практически всех мировых религий: ислама, христианства, буддизма, а также иудаизма, индуизма, древних политеистических культов и новых религий.
Закон Республики Казахстан “О свободе вероисповедания и религиозных объединениях” (1992) создал первую правовую среду для широкого спектра конфессий действующих в стране. Свобода вероисповедания стала одной из основных свобод, гарантированных Конституцией страны. На практике это воплощается в межэтническом и межрелигиозном согласии между последователями традиционных и нетрадиционных религий в Казахстане.
Религия – это реальная составляющая социальной и духовной жизни. Для идеологической консолидации общества важен диалог духовенства различных конфессий.
Наиболее распространенной религией в Казахстане является ислам, в котором, согласно ряду социологических исследований, проведенных в 1995, 1997 и 2009, 2018 годах 70 процентов идентифицировали себя как представителей титульной нации – казахов и представителей более 80 процентов других азиатских этнических групп, проживающих в стране.
В последние годы значительно увеличилось количество нетрадиционных для Казахстана религиозных объединений. К ним относятся многие нетрадиционные конфессии и новые образования, существующие сегодня в мировом сообществе.
В целом религиозная ситуация в стране характеризуется как стабильная. В то же время было бы неверно предполагать, что религиозная ситуация в Казахстане абсолютно идеальна. Есть еще много проблем.
Важной проблемой является ситуация, связанная с идентификацией верующих по их религиозному и этническому происхождению. Доминирующая этническая группа в Казахстане – казахи – мусульмане, вторая по численности этническая группа – русские – принадлежат к Русской православной Церкви.
Декларируя безусловную свободу слова и вероисповедания, правительство последовательно стремится регулировать отношения с религиозными объединениями. В то же время преследуются цели предотвращения конфликтов в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Правительство стремится сделать общественную жизнь обогащенной подлинными человеческими ценностями, истинной верой, формированием духовных идеалов молодежи.
Прошедшие годы для Казахстана стали периодом переоценки целого комплекса идеологических ориентаций и ценностей. Это начало осознания того, что формирование гражданской позиции, забота о сохранении межнационального согласия, утверждение демократических идей и норм политической жизни органично связаны с развитием национальной культуры и духовности казахстанского общества.
Как отметил Н.Назарбаев: «Казахстан – это многонациональное государство. В культурном плане это означает некоторые довольно жесткие условия для демократического государства». Недооценка культуры не только приводит к значительному истощению цивилизации в целом, но и приводит к возникновению конфликтов, чреватых гражданскими войнами.
В Казахстане проводится сбалансированная языковая политика, которая показывает, что даже этнические меньшинства, такие как ассирийцы, иранцы, ногайцы, имеют все возможности для развития своего языка и культуры. Это создает правовую базу, гарантирующую свободу совести.
Одним из механизмов сохранения межэтнического согласия в стране является Ассамблея народа Казахстана как общественный орган консолидации граждан всех национальностей.
Религия (особенно мировые и традиционные религии) является мощным фактором развития духовных и нравственных начал человека. Истинная цель религии – сохранить и приумножить в человеке все человеческое, помочь человеку сохранить свое «лицо». Задача современного мира – активно использовать общечеловеческие ценности гуманизма и терпимости, межконфессионального согласия и диалога, которые веками вырабатывали принципы и парадигмы мировых и традиционных религий для поддержания мира в современном мире человеческой цивилизации.
Для усиления роли религии как интегрирующего, духовно и нравственно формирующего фактора следует повысить образовательный статус населения, имеется в виду не только повышение религиозной грамотности населения, но и повышение политической грамотности, формирование определенной политической культуры, политического сознания и самосознания- осведомленность населения.
Эта необходимость связана прежде всего с тем, что одна из серьезных угроз современной цивилизации – религиозный экстремизм – является не только прямым результатом отсутствия религиозных знаний, но и слияния религии и политики. Слияние религии и политики довольно опасная вещь, так как религиозные и политические лидеры апеллируют к религиозным чувствам, религиозным нормам и догмам для достижения своих целей и амбиций. Сегодня наблюдается сильное взаимодействие религии и политики. С одной стороны, происходит политизация религиозных процессов, с другой стороны, использование религии и религиозных факторов в разрешении политической ситуации.
Конфессиональная идентичность играет особую роль в укреплении межрелигиозного мира и согласия, а также религиозной терпимости. В связи с этим требуется определенная работа со стороны мировых и традиционных религий, направленная на искоренение таких видов негативных религиозных самоидентификаций, как эгоизм, изоляционизм, фанатизм и повсеместное укоренение позитивной религиозной идентичности.
Условием позитивной религиозной идентичности, с одной стороны, является независимое и стабильное существование конфессиональных групп, с другой стороны, мирное взаимодействие в многоконфессиональном мире. Создание позитивной религиозной идентичности предполагает, с одной стороны, развитие уважения к своим конфессиям, гордости за свою историю, обычаи и традиции, с другой – осознание многообразия многоконфессионального мира, отказ от противопоставления “свой – чужой”, принятие “другого” независимо от их религиозная принадлежность, понимание инаковости и единства.
Таким образом, мы можем сказать, что религия может быть мощным интегрирующим фактором, если мы не будем искать различия в наших религиях, а общие черты и принципы, точки соприкосновения и общие ценности, объединяющий принцип. И только в этом случае религиозное согласие и диалог могут играть позитивную роль в обществе, служить основой национальной безопасности государства и выступать условием выживания в современном глобализированном мире.
Автор: Кайыргелди Руслан