Институт моральных авторитетов сходит на нет

Почему писателя Бекнура Кисикова заинтересовали вопросы религиозного воспитания и образования.

К литературе, писателям всегда обращались в поисках ответов на самые разные вопросы, в том числе и духовного плана. Не случайно, что и сами современные писатели стремятся в своих произведениях найти ответы на насущные вопросы нашего бытия.

Писателя Бекнура Кисикова заинтересовали вопросы религиозного воспитания и образования. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Почему вдруг современный человек интересуется религией? Об этом и другом наш разговор с Бекнуром.

— Бекнур, писательство невозможно без поисков ответов на вопросы «Кто я? Что я? Как и почему это я делаю»?

— Да. Квинтэссенция любого писательства — это поиск себя в текстах, смыслах,  психотипах. Сегодня в мире психологии много уделяется и психологии писательства. К сожалению, у психологов много профессиональных клише. Но, тем не менее, можно многого интересного почерпнуть. Очень тонкая грань между писательством и графоманством. Но любое графоманство в любом случае писательство. Каждый человек, обращающийся к писательству, невольно создает различные психотипы,  которые являются альтер эго и ментальным расщеплением самого писателя. Писатели чаще всего ранимые, чувствительные, где-то одинокие люди. И писательство выступает некой формой сублимации и пониманием окружающего мира, и через это пониманием себя. И в этом, наверное, больше вопросов, нежели ответов.

— Понятно. Но почему вас заинтересовало религиозное образование в стране? Это все тот же поиск ответов или что-то стало толчком для обращения к этой теме?

— Религией я интересовался с детства. Моя мама была религиозной и, хотя я с ней спорил и доказывал через оголтелый пионерский атеизм, что Бога нет, со временем, примерно с 5 класса, стал больше углубляться в эту сферу.

В то время литературы на данную тему было мало. Но все же понял, что окружающий мир невозможно было объяснить только с позицией материализма. И в дальнейшем,  благодаря университету и основам религиоведения, удалось узнать религии мира. Впрочем, казахстанцы даже в советский период узнавали религию друг друга, празднуя айт, пасху, а с 1990-х даже западное Рождество. И этот взаимоуважаемый мир нужно сохранять. Но тотальные культы могут разрушить все это. Деструктивные течения разжигают рознь и нетерпимость к другим религиям.  И меня настораживает, что это стало насаждаться. И сейчас я стал больше интересоваться и выступать в пользу просвещения в области религии, чтобы людей не оболванивали. У нас есть традиционные религии,  которые несут мир. И это нужно сохранить.

Наступило время, когда в стороне быть не можем

— Судя по вашему посту в Facebook на данную тему, вы всерьез озабочены проблемой появления в Казахстане нетрадиционных течений ислама как почвы для экстремистских проявлений. Есть ли какие-то основания для такого беспокойства? Или это январские события текущего года заставляют всех думающих людей размышлять об этом?

— Нетрадиционные течения давно присутствуют в нашей стране. Мы, наверное, просто закрывали на это глаза. Но наступило время, когда мы не можем быть в стороне.  В мире сложная геополитическая обстановка и мировые запрещенные религиозные течения вполне могут воспользоваться нестабильной обстановкой.  Появление радикалов – это наше упущение и сейчас нужно работать, чтобы молодежь не уходила в деструктивные течения. Да, конечно,  и сложная социальная обстановка влияет на радикализм. Но есть то,  что в наших руках, — это просвещение. И этим инструментом мы должны все пользоваться.

— Как, на ваш взгляд, надо менять ситуацию?

— Как я и сказал выше, путь один — образование, просвещение, предупреждение.

Духовно-нравственный потенциал традиционных религий

— В качестве одного из противодействий идеологии экстремизма вы призываете полнее использовать духовно-нравственный потенциал традиционных религий. В чем это должно выражаться?

— Я сам из бизнеса, где очень важен регламент.  Традиционные религии в некотором смысле регламентированы. И это — важный регламент, который позволяет находить ответы на вопросы и не уходить в вольные толкования  нетрадиционных богословов. Поэтому и люди, которые придерживаются  традиционных религий, не становятся экстремистами. Например, те же имамы в мечетях учат миру и терпимости,  составляющих основы религии. Вера не должна нести ненависть и разруху. И этому учат традиционные религии. Более того, в традициях нашего народа глубокие корни терпимости и ценности жизни, ведь не зря мы всегда принимали людей на нашей земле очень тепло. И эти традиции не должны разрушаться ложным нарративом экстремистов.

— Известно, что у казахов всегда были авторитеты, служившие своего рода маяками духовности. Есть ли такие люди сейчас, которые могли бы стать примером для молодых, неокрепших умов?

— Думаю, что среди нас есть моральные авторитеты. Но сегодня в XXI веке сам институт авторитетов сходит на нет.  Молодежи не нужны авторитеты. И самым главным авторитетом для любого человека должен быть его чистый разум и критическое мышление.

Искоренять невежество

— Казахстан — светская страна. Очевидно, что проблема религиозного экстремизма тесно связана не просто с невежеством в области религиозного образования, но и образования вообще. Надо ли государству в связи с этим усиливать свое присутствие в области просвещения вообще и религиозного, в частности? Иначе говоря, во главу угла надо ставить просвещение в целом, а не только отдельную область образования?

— Очень хороший вопрос. По сути, мы затрагиваем глубинные пласты проблемы. Не секрет, что за прошедшие годы в сфере образования сложилась не очень позитивная ситуация. Многочисленные министры своими реформами издергали педагогов и учеников.  Статус педагога оказался на низком уровне. И мне, как сыну педагога, очень обидно. Благо с недавних пор  статусу педагогов стали уделять внимание и в школы потянулись профессионалы.

Но в рамках данной темы мы ведем речь о просвещении в области религии, а это не только среднее или высшее образование, но и вообще всего общества. Ведь просвещенное общество имеет иммунитет против любого экстремизма и ложных идеологий.  Искоренять невежество путем повышения качества образования и просвещения – задача дня.

P.S.

Напоминаем, что при акиматах действуют управления по религии, куда можно обратиться по любому вопросу, в том числе, если вы подверглись воздействию эмиссаров деструктивных религиозных сект. В Алматы, например, можно обращаться по телефонам  «горячей линии»: +7 700-742-0565  (для мужчин) и +7 700-742-0566 (для женщин). Во всех случаях всем обратившимся окажут анонимную бесплатную помощь.