Влияние деструктивного религиозного самосознания на формирование противоправного поведения личности

Автор: преподаватель Академии КНБ РК магистр педагогических и психологических наук Акмарал Абдукеева.

В статье раскрываются негативные последствия влияния деструктивных религиозных организаций на формирование личности молодого человека. Автор освещает приемы методов психологического воздействия, используемые деструктивными религиозными организациями на сознание   адептов. В статье автор приводит практические примеры преступного поведения лиц молодого возраста, оказавшихся в «ловушке» миссионеров деструктивных религиозных организаций.

Ключевые слова: противоправное поведение, физиологический аффект, фрустрация.

       Деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей, в качества своих адептов. Ценности и нормы поведения, которые адепты усваивают в подобных общинах, негативно влияют на формирование и становление личности. Деструктивная религиозная организация осуществляет тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов. О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам:

  1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с примитивностью мировоззрения;
  2. нетерпимое отношение к другим религиям;
  3. обожествление лидеров;
  4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта;
  5. отвержение критического мышления.

        В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).

      Миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы:

– внушение через наставления;

– задаривание подарками;

– принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников);

– ежедневное чтение религиозной литературы;

– общение только с единоверцами;

– ограждение от «светской» жизни (ни кино, ни театра, ни художественной литературы).

     Как отмечает психолог Т.Мухина, отсюда у ребенка формируются следующие психологические особенности характера:

1) немотивированная агрессивность, раздражительность, либо апатия ко всему;

2) безразличие к семье, школе, другим интересам;

3) отказ от пищи;

4) появление в речи религиозных терминов;

5) появление новых друзей в окружении [1].

   Психолог В. Попов утверждает, что молодой человек с раздвоением сознания начинает ощущать ухудшение физического состояния, снижение адаптивных способностей, иммунитета, а также появление бессонницы, общей утомляемости, головных болей [2].

     Психологические негативные последствия могут выражаться в виде:

– нарушения личностной идентичности;

– высокого уровня ситуативной и личностной тревожности;

– депрессивного состояния, тусклости эмоционального фона;

-фобий;

– ЗПР (задержки психоречевого развития);

– потери автономности;

– ослабления способности самостоятельно принимать решение в критических ситуациях;

– отчужденности, враждебности;

– трудности в общении [3].

     Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека аддиктивное поведение, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния. Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированное на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).

     Норвежский террорист А. Брейвик в 2011 году совершил в своей стране два теракта, в результате которого 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500 –кг самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г.Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов – спортсменов. Норвежские психологи стали изучать биографические данные А.Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он потерпел насилие со стороны сверстников.  Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А.Брейвика усугубилось под влиянием субкультуры популярной среди молодежи – сатанистов.

   В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасное преступление.  В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.

     Психологи подтверждают, что лицо, пребывающее в состоянии психологической неустойчивости, в частности, фрустрации (чувства неудовлетворенности собой, социальным статусом в обществе, отношением окружения), подвергается процессу саморазрушения личности, одержимостью какой – либо идеей [4].

     В феврале 2014 года Сергей Гордеев, ученик 10 –го класса, московской средней школы, отличник учебы, призер интернет – олимпиад школьников по правовым вопросам, совершает убийство своего классного руководителя.

Интеллигентная семья, проповедующая радикальную философию (субъективный идеализм с отрицанием объективной реальности окружающего мира) запрещала мальчику заниматься спортом, общаться с друзьями, полностью загружая его высокой интеллектуальной нагрузкой.  От физического и психологического истощения у Сергея Гордеева стали возникать агрессия, высокий уровень тревожности, суицидальные намерения.  В последующем, он пришел в школу с винтовкой и охотничьим карабином, для того, чтобы убить преподавателя биологии (классного руководителя), который оценил его знания не на отличную оценку, а на – «хорошо».

11.45 минут. Преступник заходит в школу, угрожает сотруднику СБ. Тот пропускает его в школу и нажимает на тревожную кнопку. Сергей Гордеев, в присутствии своих одноклассников, убивает учителя.

12.10 минут. К школе подъезжает охрана и сотрудники полиции. Сергей Гордеев открывает по ним огонь, убивая сотрудников полиции.

 12.40 минут. Преступник открывает огонь, тяжело ранит полицейского.

13.часов. В переговорный процесс вступает отец Сергея Гордеева. Через 40 минут преступник сдается.

     Судебно – психолого – психиатрическая экспертиза подтвердит, что Сергей Гордеев, в момент совершения убийства и других преступлений, находился в состоянии физиологического аффекта. Диагноз – параноидная шизофрения. В настоящее время он находится на принудительном лечении в психиатрической клинике.

    В октябре 2018 года в г.Керчи студент политехнического колледжа Владислав Росляков расстрелял 21 человек и более 50 учеников ранил.  В дальнейшем, Росляков убивает себя. Он был «изгоем» в классе, его бросила девушка. Воспитывался в неполной семье, мать работала санитаркой в поликлинике. Семья периодически нуждалась в материальном плане, посещала семинары деструктивной религиозной общины.  Есть вероятность, что преступника завербовали националисты через социальные сети. Он купил оружие, патроны, самостоятельно изготовил бомбы, содержащие шайбы и гвозди. На теле преступника была майка, с большой надписью «Ненависть».

    Психологи выявили следующие причины формирования преступного поведения у молодых людей:

  1. духовно – нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации;
  2. вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет;
  3. культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей;
  4. создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека;
  5. наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение к ребенку, дефицит родительской любви, внимания) [5].

    Таким образом, можно констатировать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров. С этой целью необходимо периодически осуществлять профилактическую деятельность, в рамках организации лекций, семинаров, тренингов для молодежи, по предотвращению религиозного экстремизма, формированию толерантности к попыткам деструктивных религиозных организаций привлечь новых адептов в свои ряды. Наполнение кадров учреждений системы образования специальными навыками и знаниями проведения профилактически – предупредительной работы и введения ее в систему профессиональной деятельности педагогов и психологов школ, мы в состоянии осуществить.

    Остается только учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса наших детей.

Список использованной литературы

  1. Антонян Ю. Природа этнорелигиозного терроризм – М. 2008.
  2. Лири Т. Деструктивные психотехнологии: нейрополитика – М.2006.
  3. Кучер. А. Эхо выстрела: журнал «Вопросы психологии экстремальных ситуаций», №2 – М, 2014, С. 36 -49.
  4. Дуглас Д. Психологический портрет убийцы: секретные методики спецслужб – М, «Алгоритм, 2016.
  5. Наумкина Ю. Психология: Закон и право –М, 2002.